Стелла Вартанян: «Мы работали командой»


Гандбольный турнир Олимпиады в Токио получился знаковым не только для нашей женской сборной, ставшей серебряным призером игр. В соревнованиях были задействованы российские арбитры Алпаидзе и Березкина, а также делегат международной федерации гандбола Стелла Вартанян. Для инспектора ИГФ из Волгограда — это был второй подобный опыт после олимпийского Рио. Колоссальная работа, вобравшая в себя 24 игры в квалификации, основном раунде и серии плей-офф как в мужской части турнира, так и в женской, стала для одного из ведущих международных арбитров своеобразной контрольной работой по итогам насыщенной гандбольной пятилетки.

— Соревнования по гандболу длятся на протяжении всей Олимпиады. Программа насыщенная, игр много, — рассказывает делегат ИГФ, директор ЦРГ «Динамо» Стелла Вартанян. – Нагрузка колоссальная, конечно. Тем более, что работало всего 12 делегатов. А если сравнивать Рио и Токио, то разница очевидна. В 2016 годы я дебютировала и обслуживала только женскую часть турнира. А так, как игры мужчин и женщин проходят через день, занятость была куда меньше, чем сейчас. В Токио поехала уже в статусе опытного делегата, за плечами которого три чемпионата мира мужских, четыре женских, плюс Олимпиада. Поэтому в Японии я работала каждый день, на женских и мужских соревнованиях. Это было не просто. Учитывая то, что все игры сумасшедшего накала. Проходных матчей не было. Даже физически – это очень большая нагрузка. Зато опыт хороший. Удалось непосредственно увидеть в деле практически все ведущие команды мира.

Что касается праздника спорта, которым Олимпиада, безусловно, является, то в Рио он чувствовался значительно больше, чем в Токио. В Японии не было болельщиков. Это все объясняет. К сожалению, игры получились такими закрытыми. В том числе и для нас. Мы не выходили в город, за пределы гостиницы и игрового комплекса. Не хватало атмосферы праздника спорта. Но все равно, соревнования серьезные. Их очень долго ждали. Олимпиада – есть Олимпиада.

— Бригады арбитров, делегатов постоянно менялись. Со всеми ли удавалось находить общий язык?

— Мы работаем не первый год друг с другом. Здесь проблем вообще не было. На игру назначается три делегата. У каждого, свои функции, все профессионалы. Мы работаем, как команда, стараемся помогать друг другу, при необходимости. Поэтому работать очень комфортно. Тоже самое касается арбитров. У них своя работа, у нас своя. Кстати, решение судейской пары тренерские скамейки оспаривать по ходу встречи не имеют право. И одна из наших задач — следить за этим. Вообще, все функции судей, которые не связаны с ситуацией на игровой площадке перешли к делегатам. В этом смысле арбитрам стало работать намного легче. На них и так лежит колоссальная нагрузка. Наша задача разгрузить рефери и оказывать им всестороннюю помощь. Кстати, уровень судейства на Олимпиаде был достаточно высоким. Не было, практически, ни одного скандала, протеста. Не даром, по итогам турнира руководители судейского корпуса ИГФ датчане Бьерн Мунг и Пер Бертолсон поблагодарили наш сплоченный коллектив за работу.

— Существует ли рейтинг делегатов ИГФ?

— Скажем так, на Олимпиаду отбор проходят не только команды, но и судьи и делегаты. Так что, думаю, рейтинг существует. У судей он точно есть. Конечно, более опытных делегатов назначают на самые тяжелые игры, и это не обязательно матчи за высокие места. Порой легче работать на играх топовых команд. Например, мужской четвертьфинал и женский матч за третье место были для меня не самыми сложными на этом турнире.

— Сборная России стала вице-чемпионом Олимпиады. Что скажите об итогах выступления россиянок в Токио?

— Переживала, болела. Многие игры смотрела вживую. Конечно, второе место, это не первое, но и серебро – это очень хороший результат. Понятно, что хотелось подтвердить титул, завоеванный на прошлой Олимпиаде. Мы все на это надеялись, но, повторюсь, я не вижу причин для трагедии, всего через три года у нашей сборной есть шанс на реванш.

Пресс-служба ЦРГ «Динамо»